Навигация
Главная
Разговор на тему
Первые лица
Управление
Промышленность
Малый и средний бизнес
Мастер
Имидж (на правах рекламы)
_________________________
Архив


Статистика посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterЗа сегодня205
mod_vvisit_counterЗа вчера1218
mod_vvisit_counterЗа неделю6179
mod_vvisit_counterЗа месяц26098
mod_vvisit_counterВсего1964584
 
Главная arrow Деловая среда arrow Разговор на тему arrow Будущее, которое рождается сегодня
Будущее, которое рождается сегодня Печать Отправить на e-mail
Автор: Анфиса Глушихина   
07.05.2011

Философия, философ… Когда слышишь эти слова, сразу думаешь о людях не от мира сего, о науке, у которой с реальным миром  практически нет пересечений.

 

Оказывается, есть очень приземленные философы, озабоченные днем сегодняшним, днем завтрашним - и достаточно отдаленным будущим, на которое можно работать как раз уже сегодня.

С таким человеком я и познакомилась недавно. Это Александр Михайлович Пищик, доктор философских наук, заместитель директора по учебной и научной работе Дзержинского филиала Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заведующий кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин, профессор. Вот такой титулованный у нас собеседник.

А вообще Александр Михайлович коренной дзержинец, капролактамовец. Докторскую диссертацию защитил в 2006 году. Тема диссертации - устойчивое развитие города.

Свои идеи Пищик излагал Виктору Портнову, но не был услышан. Не находит пока понимания и у новой администрации. Письмо с совершенно практическими предложениями он направил мэру Сопину еще в феврале. Короткая встреча с мэром состоялась лишь в апреле, при этом мэр перенаправил профессора к своему заместителю Федотову. Однако Федотов был в командировке в Германии, на выставке в Ганновере, встреча тоже отодвинулась.

 

***

 

- 7 февраля этого года, - рассказывает Александр Михайлович, - распоряжением правительства России № 165-р утверждена стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года. В 6-месячный срок (от 7 февраля) необходимо представить в правительство проект плана мероприятий.

Матрица проекта для городов составлена, нужно привлечь специалистов федерального, регионального, местного уровня, чтобы наполнить матрицу конкретным содержанием для каждого отдельного города. Остается 3 месяца, чтобы предпринять какие-то шаги, чтобы установить контакты. Под хорошие проекты могут быть выделены хорошие деньги, но у Нижегородской области только три проекта, у Дзержинска кроме «Либхерра» пока нет ничего.

- Как это ничего? А нефтегазохимический кластер?

- Материалов по кластеру практически нет никаких. Кто разрабатывает идею? Насколько долго она будет оставаться на стадии идеи? Из того, что известно по кластеру, очевидно, что к разработке привлекаются технологи. А экономисты? Будет ли у продукции сбыт? Конкуренция сегодня справа и слева.

- Сверху и снизу…

- Да, сверху и снизу. Конкуренция сегодня глобального значения. Если раньше в промышленности существовало до 70% общего количества рабочих мест, то сегодня промышленность предоставляет рабочих мест лишь 7%. И это должны быть очень высококонкурентные рабочие места.

А какая связь между успехами кластера и проблемами ЖКХ, тарифами на ЖКУ? Кто в городе будет чистить дороги? Это к кластеру имеет какое-то отношение? Никто же об этом не говорит. Увеличатся ли поступления в бюджет? Всё это надо просчитывать.

Многие города пробуют идти по пути создания какого-то мега-проекта. При этом предполагается, что все остальные проблемы решатся сами собой. Не получается само собой.

Не только Дзержинск - многие города столкнулись с новыми вызовами. Города стали задумываться: в чем их уникальность, в чем особенность?

Есть разные модели разработки программ. Классическая модель: администрация города (или области - это не имеет значения) приглашает специалистов, экспертов, они предлагают определенные выкладки, администрация их утверждает. То есть участвует практически одна структура - администрация. Специалисты выдают то, что им заказано, чего от них хотят и ждут. В этом случае никто, кроме самой администрации, интереса к реализации задуманного не проявляет. Сменилась администрация - и как будто и не было никаких программ.

Есть другая модель - модель общественного доверия. Проект будет устойчив, если в него вовлечены все субъекты городского социума.

Планировать развитие города следует на трех уровнях: на стратегическом, тактическом и оперативном.

Стратегическое планирование - на период одной человеческой жизни, то есть на сто лет.

- На сто?

- Да, человек должен жить сто лет. На этот срок и должна разрабатываться стратегия. Тактический уровень - на 10-20 лет. Вот сейчас Россия подходит как раз к тактическому уровню. Третий уровень - оперативное планирование, на один год.

Здесь мы встречаемся с противоречием между стратегическими задачами и тем сроком, который находятся у власти определенные люди: мэр города, губернатор, президент страны. Это пять-десять лет, то есть тактический срок. В итоге данные лица решают какие-то свои тактические задачи, решают оперативные задачи, но не решают стратегических.

По большому счету противоречий нет. Если решаются какие-то оперативные вопросы, их нужно согласовать с тактическими и стратегическими задачами. Намечая какое-то конкретное дело, надо смотреть, что с этим делом будет дальше: в пользу будущего оно будет или не в пользу будущего?

В мире есть опыт разработки стратегии на 100 лет - в городе Ванкувере (Канада). Начали работать в 1995 году, выстраивали стратегию пять лет.

- Почему так долго?

- Потому что это очень непростой процесс.

- А как же мы должны уложиться в оставшиеся три месяца, чтобы успеть попасть в стратегию ПФО?

- Какие-то проекты все-таки есть в городе, надо успеть зацепиться, чтобы получить деньги. Если выделение денег строится по такому принципу, надо вписаться в этот принцип и успеть подготовить хотя бы основу проекта.

Никто лучше специалистов не может разработать первичную модель, поэтому надо как можно быстрее создать такую группу специалистов.

- Под словом «специалисты» вы кого имеете в виду?

- Это представители всех сфер функционирования города. Урбанисты, которые видят город как целое. Архитекторы. Специалисты по ЖКХ. Специалисты по безопасности жизнедеятельности города. Те, кто знает, как развивать коммуникации, транспорт, как строить дома, как формировать кварталы и т.д., и т.д.

- Урбанисты - это кто такие? Где мы их возьмем?

- На уровне города полноценную команду не соберешь. Надо собирать специалистов по всей стране и даже из-за рубежа кого-то приглашать.

- То есть урбанистов в России нет?

- Почему? Есть. Известный во всем мире урбанист Вячеслав Леонидович Глазычев, например. Можно его пригласить - он уже несколько городов проектировал именно как урбанист. Если хотим создать модель, конкурентоспособную на мировом уровне, планировать ее надо тоже на мировом уровне. Нельзя ограничиваться только тем кругом специалистов, которые здесь.

Существуют три элемента, три компонента для успешной деятельности: детерминация, регламентация, мотивация. Если какого-то компонента не будет, деятельность по проектированию города не будет оптимальной.

Детерминация - это соответствие проекта объективным условиям, которые существуют в городе. Детерминацию обеспечивают как раз специалисты, профессионалы.

Регламентация - это создание нормативных условий для осуществления проекта. Если существующее правовое поле не соответствует поставленным задачам, его надо менять - от федерального до местного уровня.

И, наконец, мотивация. В психологии существует такое понятие - профессиональный кретинизм. Каждый специалист считает свою область самой главной, основополагающей и не учитывает интересы других. Специалисты часто не видят того, что видно населению. Поэтому проект надо согласовывать со всеми и ответить при этом на множество вопросов. Есть ли в городе предприниматели, промышленники, заинтересованные в продвижении проекта. Совпадает ли предлагаемая модель с интересами и потребностями населения. Какие группы населения какие задачи готовы решать и т.д., и т.д.

Чтобы получить ответ на эти вопросы, надо представить модель на суд гражданского общества. Она должна быть согласована с инвесторами, с государственными и муниципальными органами. Ее (модель) надо представить средствам массовой информации. Если население примет проект, оно захочет воплощать его в жизнь.

Если хотя бы одного из трех компонентов не будет, модель не будет устойчивой, развития не будет.

Потому в Ванкувере и шли так долго к созданию стратегии - пять лет. Понятно, что жизнь на это время не остановилась, приходилось решать оперативные задачи. Но каждое решение принималось с учетом того, работает ли оно на будущее.

Например, возникла характерная почти для всех городов мира проблема - изношенность подземных коммуникаций, которым в среднем как раз по сто лет. У нас эта проблема решается исключительно на уровне оперативном: взламывают асфальт, ставят заплатку, ждут следующего ЧП.

Ванкувер применил другие методы. В трубопровод (любого назначения) вводится «чулок» из пленки, пленка прижимается к стенкам трубы, закрывая трещины и повреждения. Но это не простая пленка - она содержит датчики состояния трубопровода. Выполняя оперативную задачу - перекрывая сиюминутное повреждение, муниципалитет работает и на тактическую задачу, и на стратегическую: материалы и структура коммуникаций постепенно заменяются новыми, прочными, технологичными, которые будут служить на протяжении следующих ста лет.

В Ванкувере пошли по линии включения в агломерацию всех окрестных поселений. Население самого города около 600 тысяч, вместе с пригородами - более миллиона. Благодаря стратегии там постепенно двигаются к созданию среды обитания, комфортной для всех. Уже четырежды - в 2005, 2007, 2009, 2011 годах - Ванкувер признается лучшим городом мира по качеству жизни населения.

- А как вам видится будущее Дзержинска?

- Думаю, что он тоже станет частью большой агломерации под названием «Нижний Новгород». Для постиндустриального мира, в котором нам предстоит жить, это нормальный вектор. Мне кажется, по этому пути пойдет развитие. Так это видят урбанисты. Весь мир по этому пути пошел.

Агломерации растут. Всякие попытки идти назад, в природу, к сельскому хозяйству не состоятся, по моему мнению. Аграрный век закончился в конце 19 века. Весь 20 век - это век индустриальный. 21 век - постиндустриальный, со своими параметрами, со своими подходами. Люди хотят жить в постиндустриальном обществе, в городах. Значит, мы должны эти города, эти агломерации сделать человекосообразными.

Каждый город ищет у себя что-то такое, чего другие в принципе делать не могут. Вот и нам надо искать уникальность Дзержинска на мировом уровне - исходя из нашего менталитета, исходя из географической среды. Что мы можем делать лучше других, я пока не знаю. Нужны специалисты, чтобы определить это. Но я думаю, что ставка на химическую промышленность - это пройденный этап. Многие идут по пути развития информационных технологий, но я полагаю, что ИТ - это тоже уходящий этап.

Весь мир переходит на нанотехнологии. Россия всегда была конкурентоспособной, если не в хвосте плелась, а брала самое передовое - космос, например. Думаю, что сейчас надо упор делать на нанотехнологии, привлекать в Дзержинск соответствующие проекты. В Роснано много интересных проектов, можно их сюда привести. Пока что мы ездим по миру и собираем то, что изношено. Не только в технике, но и в проектировании. Вот это обидно. «Либхерр», которым так гордятся в Дзержинске и в области, - это что? Запчасти к ремонтной технике, пятый эшелон.

Самое главное - чтобы городские власти, пытаясь спланировать будущее Дзержинска, не замыкали задачу только на себе.

По моей классификации, которую я представил в своей докторской диссертации, субъектов, заинтересованных в реализации стратегии, шесть:

- население,

- гражданское общество,

- инвесторы,

- специалисты, профессиональные сообщества, которые разработали (разработают) модель развития,

- СМИ - для них реализация стратегии - постоянный объект для освещения,

- государственные и муниципальные органы.

Если кто-то из схемы временно выпадает, остальные держат программу, город  продолжает устойчиво развиваться.

Мне говорят: что, каждый новый мэр должен подстраиваться под старую программу? Должен, обязан. Под Устав же подстраиваются? Подстраиваются. А стратегия развития, которую разрабатывал весь город, - гораздо более важный документ. Мы отвечаем перед нашими внуками, какой город мы им оставим. Если сегодня что-то делаем, то закладываем основу с тем, что и через 100 лет это тоже будет работать.

 

Анфиса ГЛУШИХИНА

 
< Пред.   След. >
 
 
-->
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования © ООО "Агентство "А", 2006
(8313) 29-62-64,
april@april-dz.ru