12+
Навигация
Главная
Новости
Обзор печатных СМИ
Ветви власти
Ретроспектива
Деловая среда
Культурная жизнь
Поиск
_________________________
От редакции
Для рекламодателя
Карта сайта
_________________________
Архив











Дзержинская Интернет-газета «Апрель» зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство Эл № ФС77-24564
Учредитель ООО «Агентство «А». Редактор Глушихина Анфиса Николаевна.

Материалы с пометкой R, «Имидж» публикуются на коммерческой основе. За содержание рекламных и коммерческих материалов ответственность несет рекламодатель.

Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

При перепечатке материалов ссылка на Дзержинскую Интернет-газету «Апрель» обязательна.

WebMoney: R377424199614

Счёт в Сбербанке РФ: 40817810442163010762/54

Статистика посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterЗа сегодня955
mod_vvisit_counterЗа вчера1160
mod_vvisit_counterЗа неделю3497
mod_vvisit_counterЗа месяц16587
mod_vvisit_counterВсего2149561
 
Главная
Куда ветер дует… Печать Отправить на e-mail
Автор: Анфиса Глушихина   
24.11.2011

 С некоторых пор Дзержинск развивается, что называется, как Бог на душу положит. Не работает градостроительный совет. Редко кто вспоминает, что был когда-то в городе художественный совет - его не собирают уже много лет.

На эти болезненные темы мы беседуем с Сергеем Ивановичем Чернюком.


Справка. Сергей Иванович Чернюк - в настоящее время директор и главный архитектор проектной фирмы «Квадрат-1». Член Союза архитекторов СССР и России с 1976 года, лауреат и дипломант всесоюзных, российских и городских архитектурных конкурсов. Проектный стаж около 40 лет. С 1984 по 1995 годы работал в должности главного архитектора проектной организации, МУП «Дзержинскгражданпроект», по проектам которой застраивался наш город. С 1995 по 2001 год - главный архитектор города Дзержинска.

 

- Сергей Иванович, не так давно - в 2008 году - был принят генеральный план развития города Дзержинска. Его очень долго разрабатывали, наконец, приняли. Но что-то не чувствуется, что город развивается по какому-то плану.

- Во-первых, что такое генплан? Если по-простому, то это большая, несколько томов, пояснительная записка, в которой расчеты и предложения по многим аспектам развития как территории города, так и всех видов ее инфраструктуры, которые подкрепляются наглядными схемами. Это в большей степени юридический документ. После принятия генплана в его развитие идут следующие стадии: проекты застроек, допустим, жилого района, затем помельче - проекты планировки и застройки микрорайона или квартала, отдельного комплекса. Вот только тогда появляются на чертежах кубики - домики. Кроме того, сегодня в городе существует такой важный градостроительный документ, как «Правила землепользования и застройки».

- Как-то странно появляются у нас кубики-домики. В самых неожиданных местах вдруг вырастают пристрои к зданиям, там какие-то лавчонки открываются.

- Да, лавчонок много открылось. Но и крупные торговые центры тоже вырастают в самых неожиданных местах, не подтвержденных ранее разработанной градостроительной документацией, как этого требует закон.

Когда проектировали здание Пенсионного фонда, в процессе разработки его генплана рядом наметилось новое пятно застройки. Здесь, по нагрузке на территорию, предполагалось разместить небольшое двухэтажное здание офисного характера. Оно предполагалось малопосещаемое, обслуживаемое с местного проезда, без непосредственного выезда на магистраль - короче, не точка мощного притяжения населения. Здесь нет места для большой парковки, а для торговых центров установлены достаточно серьезные нормативы по парковкам по отношению к площади торговых залов. А вообще-то существуют строгие градостроительные законы по размещению зданий общегородского значения. Но, видимо, те, кому положено знать, либо не знают об этом, либо почему-то забыли. Вырос торговый центр «Азимут» - с въездом прямо с проспекта Циолковского. Говорят: а вон же в Нижнем - «Шоколад», «Этажи»… Но то, что там сделано, это же безобразие, там просто коллапс по транспорту. Нельзя так делать - просто в угоду тем, кто вкладывает деньги.

- Так ведь и к «Карусели» несколько проездов построили тоже прямо с проспекта Циолковского.

- Это, конечно, тоже безобразие. С проектным предложением по альтернативному размещению «Карусели» я приходил к мэру города и первому вице-мэру Хилову в самом начале рассмотрения эскизного предложения заказчика по застройке. В моем предложении все планировалось в соответствии с тенденциями сложившейся застройки проспекта и с учетом перспективных интересов города. Чтобы не мешать проспекту Циолковского, чтобы была возможность продлить масштабную застройку по проспекту. Ведь здесь очень ценные земли для жилой застройки! Кроме того, надо учитывать то, что по генплану города эта площадка примыкает к территории перспективного городского парка. Со мной все согласились и даже на словах обещали, что будут проектировать и строить в соответствии с моим предложением. Хотя иногороднему заказчику наш город чужой и свои интересы он ставил выше городских, о чем прямо и сказал на совещании у вице-мэра.

 Когда дело дошло до начала строительства об этом опять забыли? Но ведь есть же генплан развития территории города. Ну, нельзя же постоянно «забывать» стратегические линии его положений!

А теперь пауза в застройке длиной около полукилометра на главном проспекте почти в центре города с обеих сторон улицы - это просто не по-хозяйски. Нельзя устраивать такой большой пустырь в городской застройке, это не только градостроительный абсурд, это, я считаю, просто полное отсутствие стратегического мышления и профессионализма. Достаточно того, что уже со стороны храма запроектирована пауза в застройке проспекта. А к чему это сегодня привело по транспорту на проспекте? Какие там развязки? Во сне не приснится.

- Я не автомобилист, но когда случается проезжать мимо «Карусели» на машине, водители на чем свет костерят тамошнюю транспортную развязку.

- В том-то и дело. Наставили кучу светофоров, водители уже не знают, как там крутиться, очень непонятное примыкание. Был же изначально проект нормальной развязки. Почему о нем забыли? Или не знают? Или так удобно?

- С эстакадой?

- Нет, в одном уровне, с кольцом. «Карусель» по моему предложению предполагалось развернуть по-другому, как раз в соответствии с ранее запроектированной развязкой - с въездом со стороны проспекта Ленинского комсомола, продленного до улицы Пушкинской. И большегрузы должны были двигаться не по проспекту Циолковского, а по дороге-дублеру.

- А узкое «горлышко» у торгового центра «Дзержинец»?

- Незадолго до того, как началась эта стройка, Портнов пригласил меня советником по архитектуре и градостроительству. Я согласился - буду предлагать все, что знаю, слава Богу, опыт большой, лишь бы пригодилось, лишь бы прислушались. Хоть к чему-нибудь.

Ну вот, в частности по «Дзержинцу». На одном из последних заседаний градостроительного совета, когда рассматривали еще только эскиз «Дзержинца», я говорил, что этот супермаркет, если уж стали его строить на этом месте, не должен фасадом выходить дальше той линии, где была школа, иначе загубим территорию и создадим массу неудобств. Свои замечания обосновал. На совете со мной согласились все, кроме заказчика, что естественно. Время прошло - смотрю, котлован слишком близко к проспекту Ленина. Пошел к Портнову. Рассказал о том, что слишком близко к дороге вылезает здание и какие могут быть от этого последствия. Взаимоотношения, договоренности - все понятно, но ведь объект строится если не на века, то на наши-то жизни в любом случае. Застройщик, Артамонов Валерий Геннадьевич, говорит: дайте протокол градостроительного совета. А в протоколе моих слов и нет… Дементьева [Дементьев Андрей Иванович - начальник управления архитектуры и градостроительства] пригласили - он стоит, молчит. Стройте дальше. Я поднимаю руки. Конечно, слова «Мне что, больше всех надо?» - это не оправдание, но когда тебя никто не поддерживает, бегать и воевать с мельницами как-то устаешь. В перспективе проспект Ленина все равно надо будет расширять. Жизнь заставит. Вот тогда и хлебнем полной ложкой результат такой постановки здания!

- Таких вот «точечных» вопросов у меня много к вам. На проспект Чкалова вдруг вылез непонятный пристрой на пересечении с улицей Ватутина - там магазин под названием «Шпиль» разместился.

- Да что «Шпиль»! Вы посмотрите, ближе к Северным воротам на проспект вылезло целое здание! Произошло грубое нарушение элементарных градостроительных норм. Из-за нарушения сформированной десятилетиями линии застройки изуродован большой фрагмент одного из самых красивых проспектов города. Да и построенное здание спроектировано с полным отсутствием архитектурной мысли, в лучших традициях советского типового проектирования. Просто очередное построенное в городе за последнее время заштатное здание. Это от безволия власти и отсутствия жесткой градостроительной политики. Была бы воля, здесь такого безобразия не было бы.

- Погодите, Сергей Иванович. Когда общественность возмущается каким-нибудь шагом властей, гражданам говорят: вы не специалисты, вы ничего не понимаете. А к специалистам, выходит, тоже не прислушиваются? Чем же руководствуются?

- К сожалению, вы правы. Специалисты, они ведь что? - они только мешают. Аргумент приводят один: у человека есть деньги, он хочет здесь построить, зачем ему мешать, он же деньги в город вкладывает! Теперь выходит что же? За деньги хоть виселицу посреди города можно построить?

На сегодняшний день, когда рулит всем его величество рубль, человеку с деньгами объяснять что-то о красоте, городской среде, удобстве для остальной части населения просто бесполезно. У него своя правда, и чужим аргументам он не внемлет. Считаю, уже сегодня нужно начинать воспитывать в бережном отношении к городской среде молодых людей, которые завтра придут во власть, чтобы они понимали, что не только рубль все решает. Не все в этом мире продается. А сегодняшних, мне кажется, бесполезно воспитывать - уже опоздали.

В последнее время как-то так получается: есть пустое местечко какое-то - давайте посадим торговый центр. И никто не задумается: а можно ли его здесь строить? Но есть же мировой опыт, почему бы на него не посмотреть?

Супермаркеты за рубежом начинали строить еще в середине прошлого века. Сначала из легковозводимых конструкций, как «пилотные». Смотрели, как это будет работать, какое напряжение создаст скопище машин, как эта точка притяжения повлияет на среду города. Обкатывали схему, состав супермаркета, смотрели, что может быть сопутствующим вместе с магазином. Кинотеатр? Театр? Спортивное сооружение?.. А в конце договора аренды - краткосрочного договора! - решали, дальше оформлять землю или нет. Если оказывалось, что супермаркет по каким-то параметрам отрицательно влиял на сложившуюся среду, отказывали в продлении договора: разбирай-ка, дорогой, свое строение, за три года ты затраты окупил. Вот это - поистине хозяйский подход. В результате таких опытов за рубежом вышли на оптимальную схему, которая удовлетворяет жителей, удовлетворяет бизнес. Такого масштаба супермаркеты и гипермаркеты, как «Карусель», весь мир давно уже строит вне селитебной зоны, на периферии городов. Опыт-то есть, зачем нам опять наступать на собственные грабли?

Недавно на центральном телевидении, в гостях у Познера, был мэр Москвы Собянин. Первый раз я услышал от такого высокопоставленного чиновника: «…хватит ориентироваться только на интересы бизнеса, надо ориентироваться на людей, которые живут в этом месте. Если им будет хорошо, то и бизнесу будет хорошо». Я даже ушам своим не поверил. Сразу подумалось: может, и у нас власть последует этому примеру? И не только на словах?!

Должен же быть, в конце концов, разговор с жителями, власть обязана знать, чего они-то хотят?

- Да что вы! У нас вон жители ни в какую не хотят, чтобы уничтожали Первомайский лес. Со стороны власти идет такое противостояние - прямо диву даешься.

- Тут вообще происходит что-то непонятное, но я могу говорить лишь о том, к чему сам был причастен.

Года два назад Дементьев попросил меня съездить вместе с ним на градостроительный совет, который проводит губернатор, - как раз один из вопросов был по поводу постройки очередного супермаркета в Первомайском лесу города Дзержинска. Спрашиваю Дементьева: наша-то власть как к этому относится? Конечно, отрицательно, говорит.

На совете авторский коллектив супермаркета выставил проект. Оппоненты выступили. Были фотографии леса, были озвучены мнения жителей, мнение главного архитектора города. Шанцев выслушивал всех. Когда я выступал, он спросил: предлагаемая застройка соответствует генплану? Говорю: нет. А что, в городе нет других мест что ли, где поставить супермаркет? Говорю: есть. А как Портнов относится? Отрицательно.

Вдруг Сватковский говорит: «Как это отрицательно? Я вам докажу, что он не против». Опа!

- Так это Сватковский что ли проект продвигает?

- Причем тут Сватковский? Я не знаю, кто продвигает. Там было человек тридцать. Я просто говорю, кто озвучил, кто сказал, что он знает: администрация Дзержинска не против.

В конце обсуждения этого вопроса губернатор во всеуслышание делает заключение: здесь не строить, городу в течение двух недель подобрать другой участок.

Едем обратно, я у Дементьева спрашиваю: как же так, что происходит? Говорит: да Портнов был против того, чтобы там строили, Сватковский просто так сказал.

А кто дальше стал двигать… Не знаю.

- Я мало вникала в вопросы строительства, но однажды попала на градостроительный совет. Он проходил в управлении архитектуры, обсуждали застройку пересечения проспекта Циолковского и улицы Свердлова. Вы там тоже были.

- Это так давно было… По-моему, это было одно из последних заседаний. Во всяком случае, меня давно уже на градостроительный совет не приглашали.

- Вы также были членом художественного совета города.

- Художественный совет еще раньше почил в бозе.

Перекресток, о котором вы говорите, к сожалению, застроился стихийно. А на совете мы обсуждали прекрасные конкурсные предложения городских архитекторов по застройке этой территории и думали, что наши архитектурные таланты востребованы. Ее насыщали бы потом. Застройка рынка рядом с жилыми домами предполагалась другая. Она предполагалась интересной, разнообразной. Архитектурный конкурс! Когда это было? Сегодня это звучит даже нелепо, так как власти, видимо, не нужна качественная архитектура. У нас одинаковые, серые микрорайоны, а серая среда рождает серых людей с серым мышлением, которым поэтому где-то даже по барабану, что вокруг.

- По всей стране так. В Москве, например, жилые микрорайоны все сплошь одинаковые.

- Так об этом и речь. Зато много говорят о криминале, который рождает среда. Когда говоришь, так нельзя строить, сплошь и рядом ссылаются на худшие образцы - вон, в Москве, или в Нижнем и то так сделали! И дублируют плохие примеры как образцы для подражания дальше. Чем-то заражена страна. Если бы так строили при той же советской власти, ничего бы не было: вон же построили бараки - давайте дальше бараки строить.

В конце проспекта Циолковского, рядом с рынком, планировался 16-этажный дом. Он должен был стать репером, акцентом проспекта. Но по конструктивным недостаткам тех материалов, которые были применены, 16 этажей нельзя было строить, дом рассыпался бы. Пришлось перепроектировать по ходу. Дом стал 10-этажным, применили акцентные цветовые решения.

Я - архитектор, творец по образу жизни, проектировщик. Для меня важно, чтобы каждый последующий проект был хотя бы чуть-чуть интереснее, чем предыдущий. Из-за этого для строителей тоже работа усложнялась. Когда в конце 1980-х первый раз после сталинской застройки запроектировали объект с такими архитектурными элементами, как арки (здание потом народ прозвал «Санта-Барбара»), строители-начальники толпой приходили в институт: мы не умеем, мы не знаем, как строить арки, рисуйте нам каждый кирпич. Говорю: да вы что, только липецкую кладку знаете? У вас каменщиков обучали этому! Или они умеют, а вы боитесь? Спасибо Синявскому, он тогда поддержал, и мы строили интересные дома. Благодаря такой политике сегодня в арсенале строителей большой опыт воплощения архитектурных деталей. Вот только спрос на красивую архитектуру в городе не культивируется. Все чаще видишь, как растут то тут, то там безымянные «полосатенькие уродцы», вышедшие непонятно из-под чьего пера. Неужели это и есть сегодняшняя градостроительная политика? Или порочная практика размещать такие объекты общегородского значения, как ФОК или церковь, во дворах жилых домов спального микрорайона - это теперь норма?

Да, сегодня, к великому сожалению, главный архитектор города не имеет того влияния внутри администрации, которое он должен иметь. Дементьева на этот пост в 2001 году рекомендовал я, но я знаю, как умеют давить в администрации. В любой. На себе испытал. Поэтому и ушел. Не захотел быть участником таких действий. Совесть не позволила.

- Скажите, почему генплан Дзержинска выполняли не в дзержинском Гражданпроекте, а в нижегородском?

- Мне трудно об этом судить. Возможно, потому, что наш институт уже лежал на боку. Но работу нижегородцев не могу оценить высоко. Они же город, во-первых, не знают так, как его знают наши проектировщики, во-вторых, он им чужой. В генплане столько ляпов!

Вообще Нижегородгражданпроект имеет громадный опыт в проектировании генпланов городов. Только методика, на мой взгляд, отстала от реалий сегодняшнего дня. Генплан начали в середине 1990-х, еще при мне - я был главным архитектором города, участвовал плотно. Мы вырабатывали концепции, определяли, что будет в приоритетах. Как дальше работали, я не знаю. Финансирование было не очень хорошее. Генплан прекращали делать, потом возобновляли. Опять прекратили, опять возобновили. Короче, получилось то, что получилось.

Еще раз хочу повторить: молодежь надо обучать. Обучать нравственному отношению к строительству, к архитектуре, к среде обитания. Очень надеюсь, что период потребительского отношения к этим вопросам - через рубль - заканчивается. Те, кто сегодня заканчивает школу, институты, уже лет через пять займут кабинеты в органах городской власти. У них, на мой взгляд, должны быть иные жизненные ценности. Гуманные.

 

Беседовала

Анфиса ГЛУШИХИНА

 
< Пред.   След. >
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования © ООО "Агентство "А", 2006
april@april-dz.ru