Навигация
Главная
Разговор на тему
Театры
Библиотеки
_________________________
Архив


Статистика посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterЗа сегодня905
mod_vvisit_counterЗа вчера967
mod_vvisit_counterЗа неделю1872
mod_vvisit_counterЗа месяц20623
mod_vvisit_counterВсего1721722
 
Главная arrow Культурная жизнь arrow Дзержинский музей: храня историю, не уйти бы в прошлое самим
Дзержинский музей: храня историю, не уйти бы в прошлое самим Печать Отправить на e-mail
Автор: Екатерина КОЗЛОВА   
01.02.2013

Тишина в музейных стенах давно не в моде: ныне музейщики мечтают о создании интерактивных экспозиций и внедрении в работу компьютерных технологий. Да, музеи призваны хранить историю и культуру. Но сегодня есть у них и другая, не менее важная задача - не уйти в историю самим. Как ее решают в нашем городе? Чтобы узнать это, мы отправились в МБУК (муниципальное бюджетное учреждение культуры) «Дзержинский краеведческий музей» и встретились с его директором Светланой Гусевой.

 

- Светлана Викторовна, вы руководите музеем уже четыре года. Помню нашу первую встречу после вашего назначения: вы тогда были несколько удручены состоянием дзержинского «храма памяти». Сегодня есть сдвиги в положительную сторону?

- Думаю, да. Самое главное достижение - это выставочная галерея, которая появилась у нас после ремонта левого крыла музея. Не скажу, что все сделано по последнему слову техники, но очень достойно: здесь даже свет профессиональный. Так что теперь мы можем проводить выставки самого высокого уровня.

И дзержинцы это оценили. Количество наших посетителей за последние четыре года увеличилось больше чем в полтора раза: если в 2008 году это было лишь десять тысяч человек, то в 2012 - уже шестнадцать с половиной тысяч. Соответственно, мы и денег заработали больше. Вложили их в приобретение выставочного и фондового оборудования.

- Фондового оборудования? Значит, теперь у вас достойные условия хранения экспонатов?

- Мы обеспечили музей стеллажами для хранения музейных предметов, архивными, каталожными шкафами и картотеками. Но в нашем распоряжении только три маленьких помещения, где мы вынуждены использовать комплексное хранение музейных предметов, когда в одном месте находятся разные коллекции, а правильнее хранить фонды раздельно: дерево с деревом, ткани с тканями.

- Есть какие-то пути решения этой проблемы?

- Пока никаких. Как минимум, нам нужно дополнительное помещение, как максимум - новое здание для всего музея.

- Кстати, какова судьба помещения, что выделили музею в Доме со шпилем? Помнится, там собирались открыть филиал еще в 2005 году…

- Собирались. И даже выделили полтора миллиона рублей. Но на том финансирование и закончилось. Здесь нужен не просто капитальный ремонт помещения, но и новая современная экспозиция, создание которой требует огромных материальных затрат и интенсивной работы целого коллектива специалистов: научных сотрудников, музейных педагогов, дизайнеров, художников, инженеров и т.д. Поэтому чисто физически справиться с этой задачей трудно.

- Что значит - чисто физически?

- А то, что музею не хватает кадров. Наш основной персонал - это всего… четыре человека: два хранителя фондов, научный сотрудник и методист, плюс директор и заместитель директора. Объем работы у нас огромный. Каждый месяц у нас новая выставка. Так что не успеем одну открыть - уже начинаем к другой готовиться. Поменять выставку стоит больших усилий, в том числе и физических. Думаете, легко хрупким женщинам перетаскивать сундук 19 века из одного зала в другой? О таких, казалось бы, пустяках, мало кто задумывается.

Кроме того, оформление выставки - это не стихийный процесс. Он проходит по особым правилам, с соответственным заполнением большого количества документов, что очень затратно по времени.

- А кому, простите за нескромный вопрос, это надо? Я имею в виду бумаги.

- Есть определенные правила ведения музейной деятельности, которые регламентированы инструкцией, и Росохранкультура проверяет нас с завидным постоянством.

- То есть с проверками, в отличие от финансирования, перебоев не бывает?

- В прошлом году, к примеру, у нас было четыре проверки: по финансам, по фондам, по ведению делопроизводства, по пожарной безопасности.

- Давайте о хорошем. Если все-таки филиал музея в Доме со шпилем откроют, это решит проблему фондохранения?

- Нет, там ведь тоже будет свой фонд. Площадь небольшая - всего 174 квадратных метра. За вычетом административных помещений на выставочные залы останется максимум сто метров: для хранения опять места не будет хватать.

- Как вы видите развитие музея?

- Сделать ремонт в правом крыле: там всё давно морально и физически устарело. И поменять экспозиции, сместив их акцент в сторону истории города, ведь нынешние рассказывают большей частью о Черноречье. У нас уже есть задумки трех экспозиций: рождение Дзержинска (1930-ые годы), город во время Великой Отечественной и, наконец, эпоха расцвета города (1960-80-ые годы).

- Возможности для создания этих экспозиций у музея есть?

- Возможности есть всегда. Было бы желание. Я считаю, что музей необходим Дзержинску, как и любому другому городу: чтобы люди, приезжающие сюда, видели, какой он замечательный, и чтобы люди, живущие здесь, любили и уважали свою малую родину. Краеведческий музей - это визитная карточка города, имиджевое учреждение. Но нам пока до этого, увы, далеко.

- И какова же цена вопроса? То бишь ремонта правого крыла.

- Порядка пяти миллионов рублей.

- Не думаю, что для города это какая-то немыслимая сумма.

- Я тоже так не думаю. Но между тем вопрос с ремонтом входной зоны, стоимостью всего-то 350 тысяч, решался два года. По уму надо было сначала сделать ремонт, а потом ставить мебель, но мы так долго ждали, что успели за это время установить новые шкафы, гардеробную, ресепшн. По последним данным, ремонтные работы начнутся в июне - значит, будем мебель по второму разу собирать... Во входной зоне мы планируем разместить экспозицию, посвященную современному Дзержинску: чтобы посетители, особенно приезжие, имели представление, чем сегодня живет город химиков.

- Знаете, готовясь к нашей беседе, я искала во «всемирной паутине» документы, регламентирующие деятельность музеев, но не нашла ничего новее закона о музейном фонде РФ аж от 1996 года.

- А другого и не существует. Скажу больше - инструкция, по которой сейчас работают музеи, датируется 85-ым годом прошлого века. У нас даже нет единых правил, по которым должны работать музеи. Поэтому, когда приезжают из инспектирующих органов, случается большая путаница.

- А еще я читала Стратегию развития музейной деятельности до 2030 года. Однако рационального зерна не увидела и там: недостатки констатируются, а реальные пути их решения не предлагаются.

- Музеям предлагается, помимо бюджетного финансирования, зарабатывать деньги самостоятельно.

- А это вообще реально?

- Существует статистика: музеи, даже с мировым именем, могут заработать не более 25% того, что они тратят. За границей музеи живут с помощью благотворителей. Но ведь там и законы другие: меценаты имеют какие-то налоговые послабления. А у нас можно помогать только безвозмездно. И все же у дзержинского музея, к счастью, есть такие помощники.

- Вы общаетесь с коллегами из области? Как им живется-тужится?

- Общаемся часто, ездим на различные семинары, конференции. В принципе, проблемы у всех областных музеев одинаковые: недостаток кадров, ветхость зданий, недолжные условия хранения экспонатов и т.д. Однако скажу, что таких помещений, как у нас в правом крыле, уже практически нигде не осталось.

Не буду говорить громких слов о душе, но подойдите к музею даже из чисто практических соображений: он ведь помогает снимать социальную напряженность, помогает «убирать» детей с улицы.

Вот возьмем, к примеру, Семенов. Небольшой городок с единственной фабрикой, где работает тысяча человек. Так там для музея построили большое двухэтажное здание!

- Ну, вы сравнили! Хохломская роспись - это символ не только Нижегородчины, но и всей России. Туда как-никак туристы ездят.

- А вы думаете, что Дзержинск для туристов не интересен?! Да это уникальный город - с уникальной промышленностью, с уникальной архитектурой. Город, рожденный советской эпохой.

Да и в туристах ли дело? Дело - в отношении! Саров - вообще закрытый город, но там процветает музей. Скажете, богатый город? Хорошо, посмотрим на соседей - Балахну. Не думаю, что там городской бюджет больше нашего, но у местного музея семь помещений! А осенью минувшего года ему отдали еще и 2-этажный особняк. Знаете, мне очень понравились слова главы администрации Выксы, представлявшего нам план развития местного музея: «Если вы думаете, что все это мы делаем для туристов, вы глубоко заблуждаетесь. Мы делаем это для своих детей!»…

- Кстати, о детях. Уже о дзержинских. Часто они приходят в музей?

- Я бы сказала, что они - самые благодарные наши посетители. Правда, это в основном дошколята и учащиеся начальной школы. Ребятам постарше пока в музее не очень интересно - им нужны компьютерные технологии и интерактивные экспозиции.

- И что - предлагаете?

- Стараемся по мере наших возможностей. Например, в прошлом году мы купили ЖК-панель и сейчас делаем тематические фильмы, которыми сопровождаем выставки. Сегодня простыми фотографиями никого не удивишь - нужен визуальный ряд и подвижная картинка.

Надеюсь, в скором времени, благодаря спонсорам, у нас появятся сенсорные терминалы. Продемонстрировать сразу все экспонаты, хранящиеся в музее, просто невозможно, а эти устройства нам помогут. К примеру, вы сможете посмотреть редкие фотографии Дзержинска 1930-ых годов или электронные карты, дающие наглядное представление, как застраивался город.

 Тенденция развития современного музея такова: из научно-исследовательского учреждения он постепенно превращается в культурно-развлекательное. Плохо это или хорошо - другое дело. Но таковы реалии нашей жизни: если музей не будет идти в ногу со временем, он уйдет в историю.

А вообще в будущее я смотрю с оптимизмом. Я уверена, что Дзержинский краеведческий музей, несмотря ни на какие трудности, будет развиваться. Главное - этих трудностей не бояться.

- От всего сердца желаю вам удачи и… внимания новых руководителей города.

 

Екатерина КОЗЛОВА

Фото автора

 

 
< Пред.   След. >
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования © ООО "Агентство "А", 2006
april@april-dz.ru