Навигация
Главная
Экономика
Политика
Общественная жизнь
Культура
Назначения
Поздравляем
_________________________
Архив


Статистика посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterЗа сегодня1518
mod_vvisit_counterЗа вчера1976
mod_vvisit_counterЗа неделю1518
mod_vvisit_counterЗа месяц17890
mod_vvisit_counterВсего2762516
 
Главная arrow Новости arrow Культура arrow Человек устал быть одиноким
Человек устал быть одиноким Печать Отправить на e-mail
Автор: Анфиса Глушихина   
03.07.2014

Четыре дня на прошлой неделе я пробыла в маленьком городке Владимирской области - Мстёре. Раньше слышала только название его, как правило, в паре с другим маленьким городком Ивановской области - Палехом. Оба известны лаковыми миниатюрами.

 

Собралась я в Мстёру достаточно быстро и в какой-то степени неожиданно, не успевши ничего почитать. Лишь по возвращении узнала из Википедии, что Мстёра и не городок вовсе, а поселок городского типа. Так же, как и Палех.

С погодой не повезло - холода не ко времени, непрекращающийся дождь. Даже полюбоваться великолепными заливными лугами за речкой Мстёркой удавалось лишь на несколько минут.

В поселке два действующих монастыря - мужской Свято-Богоявленский и женский святителя Иоанна Милостивого. Вот в женском монастыре я и остановилась.

За четыре дня успела забыть, что существует обычная «гражданская» жизнь. Монастырь живет по своему расписанию. Будь добр - в назначенный час встань на молитву, остальное время отдай послушанию, то есть исполнению установленных монастырских работ. Уход за огородом, за цветочными клумбами, глажение белья (что мне нравилось больше всего по причине холодов в середине июня), приготовление пищи, вспомогательные работы на кухне, пошив.

Руководит (если можно так выразиться по отношению к духовному лицу) жизнью монастыря монахиня матушка Фомаида. Это она взяла на себя восстановление обители. Для знакомства с нею я и прибыла в Мстёру.

В главном храме в советское время, как было заведено, устроен был кинотеатр. Его закрыли, здание пришло в запустение и разрушение.

 

  

Вот так оно выглядело в 2007 году. Уже восстановлен купол, но к ремонту самого здания только приступали.


Так обитель выглядит сейчас - если смотреть со стороны речки Мстёрки.

Матушка Фомаида строго соблюдает монашеские каноны. В то же время она вполне современный человек. Сама водит автомобиль - при большом строительстве это совершенно необходимо. Пользуется интернетом, монастырь имеет свой сайт. Вот еще два снимка - храм до и после восстановления:


Кроме главного храма и обители при храме монастырь имеет подворье в селе Налескино - если выразиться по-нашему, филиал. Там восстанавливается церковь Иконы Казанской Божьей матери. Там же ведется основное хозяйство монастыря: сажают картофель, овощи, есть куры, козы. В Налескине я не была, но думаю, что еще побываю. 

Монастырь святителя Иоанна Милостивого известен тем, что здесь принимают на реабилитацию женщин, зависимых от алкоголя, наркотиков, а также попавших в трудную жизненную ситуацию.

Какое-то время назад монастырь сотрудничал с общественной организацией «Осознание», которая и направляла своих клиенток на реабилитацию в Мстёру. Потом сотрудничество прекратилось, но молва о том, что в монастыре возможна помощь или уж по крайней мере кусок хлеба дадут, разошлась далеко. Возвращаются прежние реабилитантки, если опять стало худо. Берут адресок и едут в Мстёру другие страдалицы. Сами себя они прозвали «осознанками».

Я узнала здесь про несколько удивительных судеб, рассказывать о которых, естественно, не буду.

Приезжают просто паломницы - посмотреть на оба монастыря. Но правило едино для всех. Здесь никого не признают туристами - молитва и послушание обязательны для каждого, кто переступил порог монастыря.

 

***

 

Несколько лет назад я сильно изумилась, когда узнала, что преподавательница вокала из музыкальной школы поет в церковном хоре. Зачем ей это? - удивлялась я. Платят там что ли хорошо?

Не меньшее удивление вызвал мой коллега, который написал корреспонденцию «Купола медные - событие золотое» по поводу установления куполов на деревянном храме по проспекту Циолковского.

И уж совсем поражал меня, прямо-таки из себя выводил Виктор Портнов, который без устали возводил киоты, часовни, храмы.

Воспитанные в условиях атеизма и гонения на церковь, мы, дети социализма, в большинстве своем (ну, если не в большинстве, то в большом количестве) не понимали: как можно не осознавать, что религия - это опиум для народа? Великие мыслители прошлого - такие, как Ницше, Вольтер, Маркс, Ленин (других-то имен я, пожалуй, и не назову) пришли к выводу, что мир безбожен, а вполне грамотные, здравомыслящие люди опять возвращаются к религиозным постулатам. 70 лет жили без Бога, и ничего, а тут опять ударились в какие-то поиски…

Но у людей, видимо, давно зрела мысль, что жизнь без Бога и привела к тем плодам, кои мы сейчас пожинаем. В России XXI века людям стало одиноко. Они перестали верить, что Мироздание вот так безжалостно бросило их в этот мир - без опоры, без защиты.

Православие - тот самый «опиум для народа», который был пугалом в течение десятилетий. Потому стали искать что-то другое. Проснулся огромный интерес к иным религиям и учениям, к оккультизму. Популярными стали Рерихи, Блаватская - интерес тем более понятен, что это люди русские.

Но и в православную церковь народ потянулся. В той же Мстёре я посетила в воскресенье литургию в храме Николая Чудотворца. Храм был разрушен и пока восстановлен только изнутри. Но тут служит почитаемый прихожанами священник отец Александр, и церковь в обычный воскресный день (дождливый к тому же) была заполнена до отказа. Много прихожан пришло к исповеди. А к причастию привели множество детишек разных возрастов.

Я была непередаваемо удивлена, когда вся церковь слаженным хором запела молитву «Верую во единого Бога». Было понятно, что поют не новички, что для них всё происходящее на литургии - дело привычное, свое, родное. После детства я бывала в храмах случайно. Даже в Дивеево ездила не как паломник, а как турист. Потому такое ревностное моление прихожан было для меня в диковинку.

Сегодня многие предприниматели дают средства на строительство новых и восстановление разрушенных храмов. Мы ехидничаем: грехи замаливают, опять хотят нас опиумом отравлять. Однако в основе таких деяний лежат другие мотивы: люди ищут Бога.

 

***

 

По возвращении я быстро забыла про монастырский уклад, окунулась в суетную журналистскую жизнь. Стала заканчивать недописанную статью о концессионном соглашении муниципалитета с ОАО «ДВК». Побежала по делам инициативной группы, создающей ТОС в нашем дворе.

Впрочем, хлопоты по созданию ТОС можно считать продолжением монастырского послушания. Человек и вправду устал быть одиноким. Не на религиозной почве - на гражданской, но объединяемся мы для очищения нашей жизни от грязного налета.

 

Анфиса ГЛУШИХИНА

 

P.S. В восстановлении святынь монастырю святителя Иоанна Милостивого помогает дзержинский предприниматель Александр Геннадьевич Сычев. Сегодня в связи с демонтажем фонтана его репутация, так скажем, несколько подмочена, но я надеюсь рассказать на днях историю и фонтана, и взаимоотношений Александра Геннадьевича с администрацией. Всё это выглядит несколько по-другому, чем представлено ныне публике.

  

 
< Пред.   След. >
 
 
-->
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования © ООО "Агентство "А", 2006
april@april-dz.ru