12+
Навигация
Главная
Новости
Обзор печатных СМИ
Ветви власти
Ретроспектива
Деловая среда
Культурная жизнь
Поиск
_________________________
От редакции
Для рекламодателя
Карта сайта
_________________________
Архив











Дзержинская Интернет-газета «Апрель» зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство Эл № ФС77-24564
Учредитель ООО «Агентство «А». Редактор Глушихина Анфиса Николаевна.

Материалы с пометкой R, «Имидж» публикуются на коммерческой основе. За содержание рекламных и коммерческих материалов ответственность несет рекламодатель.

Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

При перепечатке материалов ссылка на Дзержинскую Интернет-газету «Апрель» обязательна.

WebMoney: R377424199614

Счёт в Сбербанке РФ: 40817810442163010762/54

Статистика посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counter За сегодня 1868
mod_vvisit_counter За вчера 2146
mod_vvisit_counter За неделю 1868
mod_vvisit_counter За месяц 54408
mod_vvisit_counter Всего 3333367
Visitors Counter 1.0.3
 
Главная
Человек устал быть одиноким. Часть третья Печать Отправить на e-mail
Автор: Анфиса Глушихина   
11.01.2015

Читаем архив «Апреля». В канун новогодних каникул и рождественских праздников самое время задуматься о вечном. Но стоит ли «изобретать велосипед»? Ведь о вечном думалось и год, и два года назад. Потому снова полистаем «Апрель».


***


Однажды я спросила заметного дзержинского политического деятеля: вы человек верующий? Он ответил, что такие вопросы не задают и на них не отвечают, это дело очень тонкое, можно сказать, интимное.

А так ли это? Страна-атеистка переживает глубокие духовные, душевные потрясения. Людям необходимо с кем-то поделиться своими чувствами, задать мучающие их вопросы - и получить ответы.

На первой исповеди в мстёрском храме (после 60 лет отступничества от веры) мне задали очень немного вопросов. Батюшка попался понимающий. Заблудшая овца все-таки прибилась к храму, и уже это он счел делом хорошим.

Меня научили кратчайшим из молитв: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешную» и «Господи, помилуй!».

Дальше пошло хуже. Послушница монастыря, которая вроде бы и правом таким не была облечена, потребовала от меня моления труднопроизносимого и малопонятного. «Ты, - говорит, - почему вчера не прочла и сегодня тоже? Иди к батюшке и откажись от причастия». Как же откажись, если я готовилась к нему? Под звуки общих вечерних и утренних служб я облилась слезами, я произнесла мысленно все свои покаяния и мольбы. Неужели Господу не нужны мои искренние молитвы? Неужели важнее бессмысленные (для меня пока бессмысленные) бормотания? Прости меня, Господи, если я не права.

 

***

 

С некоторых пор я стала прилежной прихожанкой одного из дзержинских храмов. Но подойти к батюшке со своими вопросами я не могу. Череда исповедующихся велика, я не смею отнимать у него много времени. Встать в общую очередь - пусть наскоро примет мою исповедь, потом причастит? Так я тоже не могу.

Мне надо рассказать священнику про то, что практикую рейки - то есть лечу себя руками. Какое-то время назад глубоко верующие православные христиане сказали мне, что рейки - от лукавого, что такая практика несовместна с верою во Христа. Я бросила заниматься этой практикой, и все хвори вернулись. Вернее, даже не хвори. У меня ничего не болело, просто я слабела день ото дня.

По пути моего возвращения к вере во Христа меня ведут три человека. Все трое сказали: если ты лечишь себя руками и это помогает - продолжай. Вряд ли это от лукавого, вряд ли это грешно. Стала продолжать. Физическое здоровье вернулось, а душевное - нет. Как идти на исповедь, не обсудив предварительно этот вопрос с батюшкой глубоко и всесторонне?

Таких прихожан, раздираемых противоречиями по разным поводам, наверное, много. Я смотрю на молящихся и пытаюсь понять: что их сюда привело? Чаще всего, какая-то беда. Что касается меня, никогда не думала, что меня, такую твердокаменную атеистку, дорога опять приведет когда-нибудь в храм.

Может быть, дело в возрасте? Подводишь итоги и понимаешь, сколь много наделал ошибок, и нет другого места, кроме храма, где можно сказать: Господи, прости!! Вот и мусульмане дзержинские открыли вторую свою мечеть.

Первые части моей духовной повести были опубликованы 3 июля прошлого года, 23 июля и 30 ноября.

Моя всегдашняя привычка к анализу и, увы, к критике, не позволяет мне и тут смиренно промолчать и обойтись без советов.

Уже много раз мне встречались предложения, что РПЦ надо бы перейти на григорианский календарь, чтобы не приходился новогодний праздник на рождественский пост. Я тоже считаю, что это очень неправильно: постились-постились, в новогоднюю ночь нарушили все посты, наелись мяса, напились вин - и опять к посту. А новогодней ночи предшествует еще и череда многочисленных корпоративных гульбищ.

Конечно, глубоко верующие соблюдают пост до самого Рождества. Но переход на другой календарь позволил бы и «новичкам» не впадать в соблазн.

В моем деревенском детстве к Рождеству готовились долго и торжественно. Перестирывали занавески и подзоры, набивали матрасы свежей соломой. 7 января мы просыпались в чистой избе под светом лампады. Быстренько одевались и бежали славить народившегося Христа. Новый год праздновался 14 января.

Как происходит сейчас, это неправильно. К 1 января в магазинах сносят всё, что можно снести. К 7 января в магазинах пусто - будто и не праздник вовсе. Как хотите, а надо бы праздновать Рождество 25 декабря - вместе с Европой. Хоть она и католическая, но все равно же христианская.

Нда-с, без советов Анфисы Глушихиной и тут не обойтись.

Наверное, то, что мешает переходу, очень важно. Но с точки зрения рядовых прихожан существующий ныне календарь крайне неудобен, отвлекает внимание на ненужные вещи, смущает.

Отвлеклась я, однако.

Я всегда была очень любопытной. Возможно, этим и объясняется мое долгожительство в журналистике: любопытство для нашего брата - главная профессиональная черта. Даже в храме оно одолело меня: захотелось посмотреть на прихожан сверху, с высокого клироса. Мне позволили туда подняться, и целую службу я отстояла на балконе.

Молящихся много.

В годы моей молодости бабушки моего нынешнего возраста были знатоками правил ведения храмовой службы. Они могли подсказать, к какой иконе поставить свечечку, какого святого просить о помощи в той или иной беде.

Нынешние бабушки - такие, как я, б?льшие неофитки, чем молодежь. Спрашивать у меня, что и к чему, - бесполезное дело. У самой масса вопросов, а задать их я стесняюсь (те трое, что ведут меня, далеко не всегда доступны).

С высоты клироса я увидела, что среди прихожан много людей как раз моего возраста. Больше, конечно, женщин, но и мужчин немало. Такие же возвращенцы, как я?

Основная масса - люди средних лет, от сорока до пятидесяти. Что для них пребывание в церкви? Дежурное действо, которое надо отбыть, - и бежать дальше по своим хлопотным делам: успеть купить продукты, сварить обед, отвести внука в «Умничку», «Тигрушу», в «Солнышко в ладошке», потом забрать его оттуда…

Много молодежи. Соотношение то же: девушек значительно больше, чем юношей. Обращают на себя внимание пары, готовящиеся к венцу, - юные, красивые и… любопытные (как я).

К причастию приводят много детей. По своей атеистической привычке думаю: а их-то зачем сюда ведут? Все равно ничего не понимают, не чувствуют, им тяжело, утомительно перетерпевать стояние в храме. Ой, безверная! Может быть, детям как раз и нужнее всего тут находиться, и легче, чем всем остальным?

Много младенцев привозят на крещение.

Как я уже отметила, очередь на исповедь и потом на причастие большая. На каждой службе. Думаю, что это не просто отбывание ритуала. Жить далее без греха вряд ли получится, но молитвы накануне причастия делают душу светлее и чище.

 

***

 

Ступив на путь атеизма [а куда было деваться? Советская пропаганда насквозь была атеистической. Это потом советские и партийные деятели признавались, что всегда красили яички на пасху и пекли куличи. Я же двуличной не была никогда - или так, или сяк], я все-таки всегда была веротерпимой. И сегодня вряд ли способна стать ортодоксом. Впрочем, кто измерит наши глубины? Что там еще скрывается? Что еще выплывет наружу? Какие возможны тектонические перевороты?

 

***

 

Против чего я всегда восставала - это против выделения бюджетных средств на строительство храмов. Всегда твердила: церковь у нас отделена от государства. И сейчас продолжаю твердить то же самое. Храмы должны строиться на частные пожертвования.

Большим приверженцем храмового строительства был мэр города Дзержинска Виктор Портнов. Не располагаю информацией, какие бюджетные средства расходовались на эту цель, но в бытность его мэром культовых сооружений в соцгороде Дзержинске появилось много: поклонные кресты, киоты, часовни, храмы. Далеко не все они возведены на средства жертвователей - в бюджете то и дело появлялась строчка «на строительство храма».

Сама вот сейчас обращаюсь к Богу. А в искренний порыв тех, кто строил храмы, того же Виктора Портнова верю с трудом. Укоренилось недоверие к властям предержащим, продолжает жить подозрение, что двуличны, двоедушны меценаты и спонсоры храмового строительства. «Грехи замаливают» - обывательское понятие сложилось не сегодня и далеко не вчера. Почитайте классическую российскую литературу - эта мысль так и сквозит сквозь художественную ткань.

А еще советское наслоение: «религия - опиум для народа». Вот и в соцгороде Дзержинске понастроили церквей и мечетей - опять дурят народ!

…Видимо, я еще много буду размышлять на эти темы. Не с точки зрения религиозных канонов и моего приближения к правильному их исполнению. Меня волнует соотношение искреннего устремления к Господу Богу - и дежурного посещения храма «на всякий случай».

И то, и другое неплохо. От дежурного посещения тоже останется в душе какой-то след, который остережет потом от дурного поступка.

Но искреннее устремление ко Христу способно совершить переворот всей нашей жизни.

 

***

 

Выше я написала: страна-атеистка. А может быть, Россия никогда и не была атеисткой: частичка Бога всегда жила в душе каждого россиянина?

 

Анфиса ГЛУШИХИНА

 
< Пред.   След. >
 
Rambler's Top100 © ООО "Агентство "А", 2006