Навигация
Главная
Разговор на тему
Театры
Библиотеки
_________________________
Архив


Статистика посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterЗа сегодня35
mod_vvisit_counterЗа вчера792
mod_vvisit_counterЗа неделю5595
mod_vvisit_counterЗа месяц20652
mod_vvisit_counterВсего1664669
 
Главная arrow Культурная жизнь arrow Светлана Проскурина: на передовой музыкального образования
Светлана Проскурина: на передовой музыкального образования Печать Отправить на e-mail
Автор: Екатерина КОЗЛОВА   
19.03.2013

Смотреть на нее, беседовать с ней - одно удовольствие. Сначала эта обворожительная женщина покоряет своей утонченностью и интеллигентностью. А потом удивляет твердым характером, поистине мужским складом ума и умением четко добиваться поставленных целей. И то, что возглавляемое ею учреждение МБОУ ДОД (муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей) «Детская музыкальная школа № 3 им. Н.К. Гусельникова» занимает ведущие позиции в сфере художественно-эстетического образования не только города, но и области, - совсем не случайность. Секретом своего успеха делится с «Апрелем» Светлана Проскурина.

 

Поверим алгеброй гармонию

 

«Мозги у меня от папы, внешность - от мамы», - смеется Светлана Вячеславовна. Ее отец - физик, автор многих научных трудов. Так что тяга к точным наукам Свете досталась по наследству. Хотя, как вспоминает Ефим Беркович, директор 27-ой школы, где она училась, девочка была разносторонне одаренной. Успешно осваивая основы музыкального образования в 1-ой «скрябинской», она успевала быть призером олимпиад по физике, немецкому языку, химии, математике. Так что диапазон будущей профессии был огромен - начиная от политеха и заканчивая институтом иностранных языков и мединститутом.

Однако выбор был сделан, по совету мамы, работника торговли, в пользу… музыки: в ту пору музыкальное образование было очень модным и престижным для девушки. Вот так наша героиня стала студенткой Дзержинского музыкального училища. И ничего удивительного в этом не видит: «Музыка ведь недалеко ушла от точных наук. Недаром еще Пушкин в “Моцарте и Сальери” говорил: “поверим алгеброй гармонию”. Музыка дает понятие системного восприятия мира».

Она и факультет выбрала соответствующий - теоретический. И с азартом погрузилась в глубины музыковедения. Много читала, даже в каникулы - изучая то, что еще только должны были проходить в следующем семестре. Надо ли говорить, что закончила Светлана училище с красным дипломом.

И, конечно, поступила в тогда еще Горьковскую консерваторию. «Там я уже занималась исследовательской деятельностью, - рассказывает Светлана Вячеславовна. - Было безумно интересно находить что-то новое в стилях композиторов, делать какие-то маленькие открытия в музыкальных произведениях. А еще музыка научила меня трудолюбию, ведь искусство не терпит лености».

Трудолюбия и упорства Светлане, действительно, было не занимать. И даже рождение старшей дочери Ольги не заставило ее перейти на заочное отделение. Благо, помогала бабушка - родители-то тоже работали.

Как сейчас помнит она тот безумный график. Уложит спать ребенка, на столе - книги, огромная чашка кофе, и - полночи за учебой. Подъем - в шесть утра, чтобы успеть на семичасовую электричку. По-другому было нельзя. «В консерватории ведь обучение камерное, - объясняет Светлана Вячеславовна. - Из пяти пар - три индивидуальные. А когда ты один на один с преподавателем, придти неподготовленной просто невозможно».

Вы сейчас еще больше удивитесь, когда узнаете, что нашей героине удавалось с малышкой на руках не только учиться на дневном отделении, причем на повышенную стипендию, но еще и работать… Да-да, в 3-ей музыкальной, куда она пришла сразу же после окончания училища в 1983 году. Там как раз требовался преподаватель теоретических дисциплин. И коллектив был молодой. «В общем, все совпало, как в классическом произведении: единство места, времени и действия» - улыбается Светлана Вячеславовна.

 

В начале был… рояль

 

В конце девяностых термин «инновации» еще не был в обиходе. Но Светлану Проскурину тянуло к новаторской деятельности с самых первых дней работы в школе. «Теория музыки - предмет не менее творческий, чем исполнительское искусство», - убеждена она. Поэтому всегда старалась придумать что-то новое, заинтересовать ребят. Многие ученики и поныне с восторгом вспоминают ее уроки по истории искусства.

Сейчас, будучи директором, она почти не преподает. Разве что готовит выпускников школы к поступлению. К примеру, в прошлом году ее ученица стала студенткой колледжа при Российской музыкальной академии имени Гнесиных, причем бюджетного (!) отделения: члены приемной комиссии Гнесинки отметили, что по сольфеджио у нее была самая лучшая подготовка.

…Перед тем, как в 2006 году встать у руля детской музыкальной школы № 3, Проскурина была сначала заведующей теоретическим отделением, потом - завучем. Между прочим, за первые полгода ее заведования учебной частью школе удалось повысить свою категорию с первой на высшую. Тогда, в 2004 году, пожалуй, и был дан официальный старт поиску инновационных форм развития школы, который не прекращается и по сию пору. Три года назад школа стала именной - в честь нашего знаменитого земляка, художника и музыканта Николая Гусельникова. Сегодня же третья музыкальная - одно из ведущих учреждений художественно-эстетического образования не только города, но и области.

 «Наша школа - инициатор многих новых проектов, - говорит директор. - Наши ученики становятся лауреатами всевозможных конкурсов исполнительского искусства, в том числе и международных. Нам есть чем гордиться. Я рада, что для моих коллег корпоративная честь - не пустой звук. И мне очень приятно, когда говорят, что наша школа - одно из самых динамично развивающихся образовательных учреждений».

А в начале был… рояль. Причем красный. «Тогда, в 2006 году у нас даже нормального концертного зала не было, - вспоминает Светлана Вячеславовна. - Мы не могли ни достойно мероприятие провести, ни детей качественно показать. И первое, с чего мы решили начать, - с концертного рояля. Почему именно с красного? Ну, не знаю. Красный цвет у меня всегда ассоциировался с красотой, праздником…

Собирали мы на него с миру по нитке. Как доставали и везли - отдельная история. Грузчики ведь удовольствие дорогое, а у школы - откуда деньги? Вот я взяла и позвонила командиру нашей воинской части. Он опешил: “А почему вы именно ко мне обратились?”. “Ну как же, - объяснила я. - У нас в школе практически одни женщина работают, а у вас - одни мужчины. Кто же еще кроме вас нам поможет?”. По-видимому, он настолько растерялся, что в итоге прислал нам своих подчинённых...

Потом было участие во всевозможных грантах - дабы заработать бонусы на развитие новых направлений. Окунулись мы во все это и удивились: сколько интересных проектов работает в области музыкального школьного образования! Тогда уже появилась мысль - не только самим узнавать, но и знакомить коллег с этими достижениями. Так родились областные методические чтения “Культурная академия”. Следующим у нас стартовал фестиваль для детей-сирот и детей-инвалидов “В кругу друзей”. Начинали с городского уровня, продолжили областным, а два года назад выросли и до всероссийского уровня. Затем было открыто первое в Нижегородской области отделение музыкально-компьютерных технологий.

В общем, школу стали узнавать, у школы появились друзья. Причем такие хорошие, что не редки случаи, когда мне звонят и спрашивают: “Светлана Вячеславовна, у вас есть какой-нибудь интересный проект? Мы готовы помочь в его финансировании”. А проекты у нас есть всегда!».

 

Музыкальная лаборатория

 

Обо всех новаторских достижениях этого учреждения и не расскажешь. Разве только что о последних. В 2011 году здесь был открыт камерный зал «Маэстро» - в целях пропаганды искусства дзержинских и нижегородских исполнителей. Здесь выступают наши лауреаты исполнительских конкурсов, которые зачастую играют ничуть не хуже известных столичных музыкантов. У последних разве что возможностей для концертной деятельности больше.

А в перспективе - создание виртуального камерного зала: «Маэстро», к сожалению, небольшой, а хочется, чтобы замечательные концерты, организованные в стенах музыкальной школы, стали достоянием большего количества зрителей.

Шаг за шагом продолжает воплощаться мечта превратить школу в научно-методический центр художественного образования Нижегородской области. Так, в конце прошлого года здесь был издан первый научный сборник статей «Креативное обучение в ДШИ. Проблемы. Поиски. Перспективы» - по итогам методических конкурсов «Методическая книга». А уже в этом году открылся клуб преподавателей народных инструментов «Лаборатория НИИ (Народного Исполнительского Искусства)». Работа клуба проводится под кураторством профессора Нижегородской государственной консерватории Виктора Голубничего.

«Лаборатория - это творческий поиск, - говорит Светлана Вячеславовна. - А мы, музыканты, всегда находимся в творческом поиске. Я считаю, что не надо стремиться достигнуть цели сразу и быстро - это невозможно. Нужно просто двигаться к ней постепенно и поступательно. Каждый день. Главное - не отступать назад. И ты обязательно ее достигнешь. А потом - поставишь новую. Я только так могу: в этом, наверное, и заключается суть жизни. Иначе будет скучно и неинтересно».

И вся эта «музыкальная лаборатория» работает не только с любовью к искусству, но и к Дзержинску. Именно эта компонента легла в основу программы развития школы - «Маэстро-арт». «Я люблю наш город и стараюсь развивать его культурные традиции - возрождать старые и зарождать новые, - признается Светлана Проскурина. - Да, мы живем не в Санкт-Петербурге и даже не в Нижнем Новгороде, но наша местность - бывшее Растяпино - удивительна своими истоками, своими культурными традициями. Здесь жили и творили удивительные люди, в том числе и Николай Константинович Гусельников, чье имя носит наша школа. И я уверена, что нашим детям нужно знать эти истоки, чтобы они гордились и любили культуру родного города. Сейчас вот мы собираем материалы для музея “Человек творящий”, который будет посвящен музыкальному образованию Дзержинска».

Музыкальная школа № 3 для Светланы Проскуриной - второй дом. В буквальном смысле слова. Потому что здесь училась практически вся ее дружная семья: обе дочери, зять, сестра, муж и сын сестры. Не сомневаюсь, когда подрастет внук Константин, - и ему не пройти мимо третьей музыкальной школы. И пусть никто из ее родных не пошел по музыкальной стезе дальше, но все они добились успеха в других областях. И это во многом - благодаря музыкальному образованию.

«Знаете, один преподаватель Нижегородского технического университета провел необычный эксперимент, - рассказывает Светлана Вячеславовна. - В одной группе у него учились студенты без музыкального образования, во второй - те, кто окончил музыкальную школу или школу искусств. Так вот, почти половина студентов первой группы отсеялась, не дойдя до госэкзаменов. Cтуденты второй учились на 4 и 5. “У них мышление было не в виде прямого луча, а в различных взаимосвязях и ассоциациях, - признавался он мне потом. - Креативное, одним словом”.

Эту мысль мы и пытаемся донести до родителей. Даже если ваш ребенок не будет продолжать музыкальное образование, он все равно вырастет интересным и творческим человеком. Прежде всего потому, что он научится говорить на универсальном языке - языке музыки, которую понимают жители всей планеты. Я уверена, что каждый, кто окончил музыкальную школу, сделал себе в жизни огромный умственный, художественный и творческий задел».

 

Екатерина КОЗЛОВА

Фото Юлии ГЛУШИХИНОЙ

 
< Пред.   След. >
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования © ООО "Агентство "А", 2006
april@april-dz.ru