Навигация
Главная
Разговор на тему
Первые лица
Управление
Промышленность
Малый и средний бизнес
Мастер
Имидж (на правах рекламы)
_________________________
Архив


Статистика посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterЗа сегодня144
mod_vvisit_counterЗа вчера1582
mod_vvisit_counterЗа неделю4735
mod_vvisit_counterЗа месяц11833
mod_vvisit_counterВсего3173688
 
Главная arrow Деловая среда arrow Разговор на тему arrow Валерий Артамонов. Отрывки из книги
Валерий Артамонов. Отрывки из книги Печать Отправить на e-mail
Автор: Надежда МАКСИМОВА, Анна АВЕРИНА   
25.03.2013

Часть XII. Храм святого Антония Великого

 

Идея о том, чтобы построить в Дзержинске храм, возникла не в одночасье. Такая мысль посещала Валерия Геннадьевича Артамонова не единожды.

Погибшего в 1993 году старшего сына Валерия Геннадьевича (ему было тогда девять с половиной лет) звали Антоном. В честь его святого Антония Великого и построен храм.

 

…Мальчик проводил лето в деревне на высоком берегу Оки. С утра повздорили с соседским мальчишкой. Вечером сидели, ужинали с бабушкой. Антон увидел в окно, что к их дому направляется бабушка-соседка. Решив, видимо, что идет она жаловаться и что сейчас, наверное, попадет ему за утреннюю драку, Антон выбрался из-за стола, огородом убежал к реке и спрятался там под высоким песчаным берегом. Этот момент - как мальчик прятался под откосом - видел рыбак, сидевший на берегу с удочками.

Песчаная гора рухнула и накрыла мальчика. А рыбак… У рыбака клевало… Лишь минут 30-40 спустя он сообщил, где следует искать ребенка.

Тогда не то что мобильных - простого телефона не было во всей деревне. Пока бабушка со вторым внуком добралась на теплоходике до Дзержинска, пока вернулись вместе с отцом, было уже далеко за полночь.

«Я неделю копал эту гору, - говорит Артамонов. - Копал и надеялся: может, и нет его тут, может, убежал куда? Потом мы останавливали все суда, которые шли по Оке, они винтами гнали воду на берег. Вымыли… Потом я месяц пил. Потом Кальманович сказал: лучшее лекарство - работа, иди на “Синтез”, будешь там производство ставить. Там мы с ним зарегистрировали несколько товариществ с ограниченной ответственностью, в том числе и “Тосол-Синтез”».

Строительство храма началось в 2006 году. Тогда на въезде в город со стороны Северных ворот появился большой 10-метровый крест, на котором было обозначено: «На сем месте будет возведен храмовый комплекс во имя святого Антония Великого».

Это стало знаком того, что Валерий Геннадьевич принял окончательное решение и подготовительные работы начались.

В 2006 году компания «Тосол-Синтез» провела тендер среди строительных организаций, которые специализируются на возведении культовых сооружений. В первую очередь принимали во внимание квалификацию и опыт тех людей, которые будут проектировать здание.

Потому что хотелось не просто построить все равно какой храм, а возвести нечто такое, чем можно было бы гордиться. Нечто такое, что сразу для всех, кто едет в Дзержинск со стороны Московской трассы, задавало бы общий настрой и стало бы своеобразной визитной карточкой города.

В итоге остановились на компании ООО «РИЦ» (г. Владимир).

 

Справка. ООО «Региональный инженерный центр» (г. Владимир) специализируется на всех видах восстановительных и противоаварийных работ, на проектировании и строительстве новых зданий и сооружений любого назначения.

На рынке проектировании, строительства и реставрации работает с 1987 года. К наиболее серьезным объектам проектирования и строительства ООО «РИЦ» можно отнести поистине бесценные сокровища в архитектурной короне России:

тут и работы на куполе Казанского собора (!) в Санкт-Петербурге, и восстановление целого ряда объектов в Суздале, этом уникальном архитектурном заповеднике России;

множество церквей, восстановленных в Нижнем Новгороде, в том числе храм Михаила Архангела в Кремле, церковь Жен Мироносиц;

воссоздание дворцового комплекса царя Алексея Михайловича в Коломенском (Московская область);

обширные архитектурные проекты в Ярославле, Переславле-Залесском, Волгограде, в Нижегородской области (Саров, Дивеево) и, разумеется, в Дзержинске. Именно ООО «РИЦ» создавало проекты строящейся церкви Рождества Христова (проспект Циолковского), а также церкви Иоанна Крестителя и часовни на территории завода им. Я.М. Свердлова.

 

Был заказан проект, и архитектор Юрий Андреевич Коваль работал над ним в течение года. После того, как проект прошел государственную экспертизу, был согласован с епархией и получил благословение митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, настало время воплотить его в материале.

Рассказывает Александр Алексеевич Шмелев, заместитель директора компании «Тосол-Синтез» по строительству: «В 2007 году мы заложили фундамент. Основным инвестором у нас был Валерий Геннадьевич Артамонов. Он выступал в качестве мецената, и строительство велось в зависимости от тех средств, которые он мог выделить. В целом же сумма, как вы понимаете, потребовалась огромная. Но Валерий Геннадьевич пошел на это сознательно».

Здесь стоит отметить, что хотя основную финансовую нагрузку по строительству взял на себя генеральный директор компании «Тосол-Синтез», многие подрядчики, желая внести свою лепту в благое дело, выполняли работы со значительной скидкой или даже просили оплатить лишь себестоимость материалов.

То есть еще на этапе строительства храм начал объединять людей, стремившихся творить добро.

Кстати, в этой связи вспоминается история, произошедшая в эпоху восстановления храма Христа Спасителя в Москве. Патриархом Московским и Всея Руси был тогда Алексий II, которому журналисты и задали вопрос: «Стоит ли тратить огромные деньги на храм, не лучше ли пустить эти средства на строительство… ну скажем, детских домов для сирот?».

На это патриарх ответил, что если в России будет достаточно храмов и народ придет к Богу, то детские дома, может быть, и не понадобятся в таком количестве.

Проект, предложенный для храма святого Антония Великого, оказался удачным. Мало того, что храм действительно сочетал в себе традиционную стройность и красоту, он был задуман очень технологично, то есть даже чисто технические проблемы решены в нем изящно и даже в чем-то изысканно.

«Чтобы строить с душой, мне надо в проект влюбиться, - говорит Валерий Геннадьевич Артамонов. - В этот храм я влюбился. Мне хотелось сделать его так, чтобы каждая мелочь была выполнена на самом высоком уровне, на уровне совершенства».

Не удивительно, что вскоре после завершения основных строительных работ епархия обратилась с просьбой: а нельзя ли использовать этот проект для постройки еще одного такого же храма? В Нижнем Новгороде?

- Мы, в общем-то, говорили, что, мол, стоит ли? - рассказывает Александр Алексеевич Шмелев. - Пусть наш храм будет уникальным, в единичном экземпляре. Но отказать митрополиту сложно. И, подумав, все согласились, что раз получилось так хорошо, то пусть будет еще один такой храм. Это же для людей.

Дальше пошли серые будни строительства. Тяжелая работа.

Епархия настояла на том, что церковь не может существовать отдельно. Обязательно при ней должна быть воскресная школа, где могли бы обучаться основам православия как дети, так и взрослые. Там же, в здании воскресной школы, по определенным дням епархия хотела бы устраивать благотворительные обеды.

И, соответственно, требуются еще помещения, где могли бы располагаться священнослужители.

На этом пожелания епархии еще не закончились. Владыка Георгий попросил построить отдельно церковную лавку, где прихожане могли бы купить иконы, свечи, заказать молебны и так далее. Если такую лавку расположить непосредственно внутри храма, это будет мешать службе. Люди, которые что-то покупают, начинают разговаривать, переспрашивать, многие из них - пожилые, плохо слышат, поэтому говорят громко. Словом, это надо убирать в отдельное строение.

В результате, после учета всех пожеланий, получилась не просто церковь, стоящая на въезде в город, а целый комплекс православных сооружений.

А значит, тут никак не обойтись без серьезных систем жизнеобеспечения: надо подвести воду, газ, электричество. То есть весь комплекс коммуникаций.

Кроме того, чтобы обеспечить системы пожаротушения, установили два гидранта, к которым опять-таки необходимо было подвести водопровод.

Строительство всех этих систем выполнялось силами компании «Тосол-Синтез».

Интересно решена в храме проблема отопления.

Как известно, в старину на Руси строили рядом две церкви: одна просторная, устремленная в небеса (летняя) не имела отопления и называлась «холодной». Вторая (зимняя) имела нарядную изразцовую печь, но для сохранения тепла сооружалась невысокой и тесной.

В советское и постсоветское время для отопления старинных холодных храмов начали во внутренних помещениях монтировать стандартные батареи парового отопления, которые изрядно уродовали интерьер. Да и вообще смотрелись чем-то неуместно-бытовым среди строгих ликов святых.

В дзержинском храме святого Антония Великого решено было отказаться от каких-либо заметных отопительных приборов, а тепло подавать через специально спроектированные полы. То есть там, в глубине, под слоем керамогранита проложили трубы, по которым зимой циркулирует горячая вода. И так как тепло по законам физики всегда поднимается вверх, то через какое-то время все внутреннее пространство храма окажется согретым от невидимого источника.

В сооружении купола опять-таки следовали традициям русского православного строительства. Мало кто знает, но Россия - единственная страна, где купола церквей и вознесшиеся над ними кресты принято было золотить.

Даже кафедральный собор Святого Петра в Ватикане - резиденция папы римского - не имеет золотого покрытия купола.

- Конструкция купола состоит из металлического каркаса, который обшит деревом, - рассказывает Александр Алексеевич Шмелев. - Сверху, по дереву, он покрыт медью. А поверх меди на специальную клеевую основу нанесены тончайшие лепестки сусального золота. Технология золочения достаточно сложная, но по договоренности с епархией нам выделили специалистов, которые знают все тонкости этого процесса.

И теперь вся верхняя часть храма - сам купол, подзоры, закомары и оба креста (большой и малый) - золотые.

 

Линии храма устремлены ввысь.

Наверное, в этом есть не только простой и самоочевидный, но еще и особый, сокровенный смысл.

Как часто мы, погруженные в повседневные заботы, бежим и бежим по бесконечному кругу проблем и не видим из них выхода.

Но вот перед нами храм.

Остановитесь.

Обратите свой взор в вышину.

Кто-то когда-то сказал, что человек рожден для счастья, как птица для полета.

Вы - человек. Попробуйте вспомнить: в чем ваше счастье? В чем ваше предназначение?

Может быть, настала пора расправить крылья?

 

Но прежде чем дело дошло до золочения куполов, пришлось решить множество чисто технических и архитектурных проблем.

Рассказывает архитектор Юрий Андреевич Коваль:

- Место для храма было выбрано внешне удачно. А на самом деле оказалось, что отведенная площадка начинена магистральными коммуникациями: там проходят силовой кабель, городской водопровод… Кроме того, из градостроительных соображений храм должен отстоять от проспекта Чкалова не менее чем на 50 метров. Но отступить слишком далеко в глубину тоже нельзя - позади газозаправочная станция, от которой нужно выдержать дистанцию не менее 100 метров. Так что работать пришлось ювелирно.

Когда определились с местом, встал вопрос о внешнем облике храма. Дело в том, что все российские храмы уникальны благодаря исключительному чутью своих создателей. Они так органично вписывали строение в ландшафт, что творение человеческих рук казалось неотъемлемой частью окружающего пейзажа.

- Мы засняли фотопанораму местности, - рассказывает Коваль, - и начали притирать различные архитектурные варианты. Наиболее перспективным нам показалось наследие Константина Андреевича Тона. Того самого, кто является автором храма Христа Спасителя в Москве.

 

Справка. Тон Константин Андреевич [29 октября (9 ноября) 1794, Петербург - 25 января (6 февраля) 1881, там же], русский архитектор. Создатель «русско-византийского» стиля в русской архитектуре XIX века.

Основное время жил в Риме, где в 1823 за проект реконструкции дворца Цезарей и храма Фортуны был избран членом Римской, а затем и Флорентийской академий.

 

Архитектурное наследие Тона исключительно богато. Казалось бы: сядь и подбери, что понравится. Но есть существенная сложность. Дело в том, что Константин Андреевич проектировал грандиозные, просторные храмы, рассчитанные на 600 или даже на 1000 прихожан.

А дзержинский храм святого Антония Великого задумывался как небольшой и уютный. С вместимостью не более 250 человек. Поэтому классическая крестово-купольная система, предполагающая наличие внутри храма мощных столпов-пилонов, не слишком подходила. Опорные столпы, на которые ложится основной вес купола, разбивают пространство храма на несколько нефов и как бы делят молящихся на части.

В крупном храме это не создает особых проблем, а в небольшом такого деления хотелось бы избежать.

- Мы решили строить бесстолпный храм, - говорит Юрий Андреевич Коваль, - чтобы все внутреннее пространство можно было использовать. Чтобы все предельно было отдано смысловому содержанию храма, а алтарь и иконостас полностью просматривались бы с любой точки.

За основу, разумеется, приняли классические планировки Тона, но у Константина Андреевича навершие храма шатровое, в то время как старинная русская архитектура предполагает совсем другое строение купола.

- Здесь все долго обсуждалось, - рассказывает Юрий Андреевич. - Мы создали несколько вариантов, ездили с ними к Артамонову. Он собирал и священнослужителей, и своих строителей, обсуждали. В итоге приняли решение возводить купол в старинных русских традициях.

Много споров было по поводу формы креста. Антоний Великий вошел в историю как родоначальник монашества. Значит, и храм, и образ святого (мозаика на восточной стороне храма), и крест на куполе должны смотреться просто, без излишеств.

Именно поэтому выбрали прорезной греческий крест. Он кажется кружевным, но узор его достаточно строг.

Что же касается планировки участка и всех сопутствующих зданий, то первоначальный проект пришлось переработать коренным образом.

По замыслу архитекторов дом причта не должен был быть таким крупным, кроме того, его должны были построить значительно левее, чтобы он не перекрывал вид на храм со стороны улицы Советской.

Но епархия настаивала, что на Руси храм испокон века был не просто домом молитвы, но и центром просвещения и распространения православной культуры. Поэтому хотелось, чтобы количество прихожан, желающих приобщиться к древним святыням нашего народа, не ограничивалось теснотой помещений.

 

Зло есть отсутствие Бога

 

Однажды профессор в университете задал своим студентам вопрос:

- Все, что существует, создано Богом?

Один из студентов смело ответил:

- Да, все создано Богом.

- Бог создал всё? - уточнил профессор.

- Да, сэр.

Тогда профессор сказал:

- Если Бог создал всё, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, что Бог есть зло.

Студенты притихли, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он сумел продемонстрировать студентам свои способности к полемике и еще раз доказать, что вера в Бога - миф.

Тогда другой студент поднял руку и сказал:

- Могу я задать вам вопрос, профессор?

- Конечно.

Студент встал и спросил:

- Профессор, холод существует?

- Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?

Студенты засмеялись.

Молодой человек ответил:

- На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает ли энергию. Абсолютный ноль (-273,16 градуса по Цельсию) есть полное отсутствие тепла. При этой температуре вся материя становится инертной и неспособной реагировать на внешние воздействия. Но холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла.

Студент сделал паузу и продолжил:

- Профессор, темнота существует?

- Конечно, существует.

Студент ответил:

- Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Но невозможно измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Можно измерить лишь количество света, которое там представлено. Не так ли? Темнота - это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.

В конце концов, молодой человек спросил профессора:

- Сэр, зло существует?

На этот раз профессор ответил неуверенно:

- Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла.

На это студент ответил:

- Зла не существует, сэр. Зло - это просто отсутствие Бога.

Оно похоже на темноту и холод. «Зло» - слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло - это не вера и не любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло - это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.

Профессор сел.

Имя студента было - Альберт Эйнштейн.

 

***

Утверждают, что диалог этот - выдуманный. Ну и что? Даже если так и Эйнштейн тут ни при чем, все равно красиво. И правильно. Действительно, зло - это отсутствие Бога в душе, в сердце, в поступках, в жизни.

 

Надежда МАКСИМОВА, Анна АВЕРИНА

 
< Пред.   След. >
 
 
-->
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования © ООО "Агентство "А", 2006
(8313) 29-62-64,
april@april-dz.ru